Стоит ли давать ребёнку планшет
Ребёнок родился – планшет появился! Наверное, это стало скорее правилом, чем исключением. Поколение современных детей – это настоящая техническая революция в каждой семье. А вот прогресс это или наоборот – решать, конечно, родителям. Многие, не скрывая гордости, рассказывают о том, как шестимесячный ребёнок отправил сообщение, пускай даже случайно, поставил лайк в соцсетях, а в год и вовсе – сам скачивает приложения и играет в разные игры. Планшет стал незаменимой игрушкой нашего времени. Начиная с грудничков. Вначале дают посмотреть, потом погрызть, а ещё чуть-чуть – и любимую электронную игрушку уже не забрать. Истерика, слёзы, сопли… и снова планшет! Это уже проверено. Телефоны и самые разные гаджеты действительно прочно вошли в нашу жизнь и диктуют свои правила. А мы зачастую лишь принимаем эти условия. Потому что так проще. Когда телефон в руках самого маленького – легко и спокойно всей семье. И это факт. Никто ничего не требует, не капризничает без причины и даже на ручки не просится, а кормление – вообще проще некуда: поставил на стол, включил мультик и ребёнок сыт. Да-да, планшеты творят чудеса. Спасут в любой ситуации: в пробках, когда режутся зубки, когда болит животик или когда просто хочется покапризничать. Лекарство одно – планшет или телефон. Две секунды – и печаль как рукой сняло. Причём, детская версия взрослых игрушек не подходит. Малыши мгновенно определяют, что это совсем не то, что нужно. И все эти девайсы, созданные, казалось бы, специально для детей, разлетаются в стороны – взрослые, настоящие подавай! Порой даже страшно становится. Ведь этот обычный интерес к совсем не детской погремушке превращается в реальную зависимость. Ещё одна вредная привычка нового времени. И охватывает она не только взрослых сознательных людей, но и самых уязвимых – маленьких детей. И привили эту зависимость мы – родители, пару раз включив ребёнку музыку на телефоне или мультик в дороге.
И пришли к тому, что малыши порой элементарную пирамидку не могут собрать, не говоря уже о том, чтобы выучить стихи, зато в компьютерных играх – номер один. Грустно. И гордиться тут, наверное, нечем. Но и говорить, что экран – это злейшее из зол, тоже неправильно. Ведь есть в нём и много плюсов. Главное – использовать с умом и не навредить.
Иначе вред будет серьёзный. Об этом вреде уже много сказано и немало написано. Исследования, опросы, эксперименты. Всё это подтверждает –планшеты и смартфоны, точнее их регулярное использование, порождает рассеянность внимания и ухудшает память, поскольку нет необходимости запоминать информацию, которая всегда под рукой, замедляет интеллектуальное развитие. Мобильные устройства, которые мгновенно реагируют на прикосновение пальца, делают детей более беспокойными. К тому же никто не отменял электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств. Это излучение оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причём особенно подвержен ему именно детский организм.
Также доказано – у детей, которые часами проводят время у мониторов, возникают проблемы с координацией движения. Проще говоря, ребёнок плохо ориентируется, когда просят выполнить элементарные действия – какую руку поднять, какой ногой шагнуть. Кроме того, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость, да и вообще ухудшает зрение. И вполне понятно даже далёким от медицины людям, что регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника.От того, что ребёнок долго находится в одной позе, портится осанка, может возникнуть искривление.
Помимо всего этого, серьёзный вред от планшетов – ещё и психологического характера. Электронные устройства настолько затягивают ребёнка своим пестрящим контентом, что дети отвыкают от полноценного живого общения, от неуверенности в себе становятся раздражительны в реальном мире и ещё больше погружаются в виртуальный. Успеваемость в школе детей, увлечённых компьютерами и планшетами, снижается, а круг интересов сводится к играм и социальным сетям.
Кроме того, некоторые психологи считают, что использование гаджетов в раннем возрасте ведёт к утрате родительского авторитета. Поскольку дети знакомятся с миром через экран, а не благодаря рассказам мамы и папы.
Среди тех, кто рассуждает о связи дети-смартфон, есть и те, кто считает, что детям до 2-3 лет категорически нельзя давать в руки планшеты. Поскольку малыши первые годы должны познавать окружающий мир не посредством волшебных экранов, а с помощью ощущений, прикосновений к реальным предметам. И чем теснее контакт с мамой, тем больше ощущение защищённости и уверенности в себе.
В противовес им есть мнения и других детских психологов – сторонников раннего развития посредством гаджетов. Они уверяют, что главное – создать благоприятную атмосферу для развития и использовать только максимально полезные приложения. Акцент на моторику, мышление, концентрацию внимания и развитие фантазии, творческих способностей. Развивающих приложений для самых маленьких – тьма. Пазлы, раскраски, музыкальные инструменты. Также планшет может помочь в развитии речи – здесь тоже важно окружить ребёнка только добрыми, улыбающимися персонажами, никакой агрессии и «режущей глаз» анимации. Без фанатизма и в меру.
Знать меру – это, кажется, золотое правило всего, что касается детей. Мнения многих психологов и воспитателей сводятся к тому, что если и давать в детские руки планшет, то строго под наблюдением и на определённое время. К примеру,не более 40 минут детям до двух лет и максимум полтора часа в день – малышам до 3 лет. И даже это время – не для того, чтобы избавиться от ребёнка, а вместе изучать детские развивающие программы.
Всевозможные смартфоны и планшеты, бесспорно, имеют свои плюсы. Являются хорошими помощниками в развитии, но пользоваться такими помощниками нужно крайне аккуратно. Чтобы развивающий друг не превратил вашего ребёнка в маленького зомби. И вместо доброго утра, чтобы в ответ вы не услышали – «дай Катю» – героиню популярного интернет-канала для малышей.